ЦЕЗАРОПАПИЗМ

ЦЕЗАРОПАПИЗМ
- такое соотношение церкви и государства, при к-ром церковные интересы подчиняются интересам государственным, верховная государственная власть превращается в центр религии, царю принадлежит абсолютная светская власть и жреческие функции, он становится наместником Бога на земле. Отличается от папоцезаризма, когда высшая церковная власть подчиняет гражданскую и вся полнота власти принадлежит церковному первоиерарху, и от "симфонического" религиозно-государственного союза, к-рый достигается подчинением монарха религиозной идее и личной его принадлежностью к церкви, при независимости государственной верховной власти. Большинство историков находят Ц. в византийской монархии, хотя внешне отношения церкви и государства регулировались там "теорией симфонии", выраженной в предисловии к 6-й новелле Кодекса Юстиниана (482/483-565): "Величайшие дары Божий, данные людям высшим человеколюбием, это священство и царство; первое служит делам божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу". Как полагал историк В. П. Безобразов, "теория симфонии" содержит скрытый Ц., ибо первенство отдается государственным целям, церковный канон включается в светское законодательство и император получает право его толковать. Дальнейшее развитие идея Ц. получает в толкованиях антиохийского патриарха Федора Вальсамона (XII в.): император главенствует над церковью, его власть выше епископской, ему принадлежат права и преимущества архиерея. Прот. А. Шмеман считал, что нельзя однозначно характеризовать отношение церкви и государства в Византии как Ц., ибо между ними существовал догматический союз и в вопросах догматики империя, религиозное назначение к-рой - охранять истинную веру, подчиняется церкви. В рус. истории нарушение "симфонии" властей, влияние Ц. связывают с появлением "Уложения" 1649 г. царя Алексея Михайловича и Монастырского приказа, к-рый был учрежден для суда над духовенством и заведовал частичной конфискацией церковных имуществ, но прежде всего с реформами Петра I, упразднившего патриаршество, конфисковавшего в пользу государства церковное имущество и реформировавшего церковное управление. В деятельности патриарха Никона ряд историков - М. В. Зызыкин, архиеп. Серафим (Соболев) - усматривают противостояние Ц. Алексея Михайловича, однако С. М. Соловьев, В. С. Соловьев, А. В. Карташов обвиняют его в папоцезаризме, в стремлении к единоличной власти над церковью и государством. В. С. Соловьев, неоднократно критиковавший в своей философской публицистике рус. церковь за отсутствие духовной свободы, подчинение "внешней полицейской власти", в своей идее свободной теократии не был чужд папоцезаризма, сравнивая власть папства с отеческой, а царя - с сыновней властью ("Великий спор и христианская политика" (1883), "Россия и Вселенская церковь" (1889). Однако в "Оправдании добра" (1897) он встал на позицию разделения властей и их целей. Критику Ц. как искажения истинной теократии, основанной на "симфонии властей", можно найти у Тихомирова, И. А. Ильина, архиеп. Серафима (Соболева).


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "ЦЕЗАРОПАПИЗМ" в других словарях:

  • Цезаропапизм — Цезаропапизм, также цезарепапизм, византинизм (от лат. caesar  «цезарь» и лат. papa  «папа»)  термин, введённый католической историографией XIX века для обозначения таких отношений между императорской властью и церковью в …   Википедия

  • цезаропапизм — а, м. césaropapisme m. Форма самодержавной власти, включающей в себя и религиозную. Церковь и государство связаны в русской истории не цезаропапизмом, как многие обычно ошибочно предполагают. Кузьмина Караваева 336. Фактически установился в… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Цезаропапизм — так называется соединение в одном лице главы государства и церкви. Система Ц. получила осуществление впервые в Византии при Феодосии II, затем аналогичные отношения возникли после Реформации в протестантских странах, где государи присвоили себе… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Цезаропапизм —  ♦ (ENG caesaropapism)    форма правления, при к рой и церковь, и государство контролируются светским правителем. Ц. был возведен в политический принцип византийскими правителями начиная с 5 в. и был источником напряженности между Римом и… …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Цезаропапизм —    такое соотношение церкви и государства, при к ром церковные интересы подчиняются интересам государственным, верховная государственная власть превращается в центр религии, царю принадлежит абсолютная светская власть и жреческие функции, он… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • caesaropapism —  Цезаропапизм …   Вестминстерский словарь теологических терминов

  • Цезарепапизм — Цезаропапизм, также цезарепапизм, византинизм (от лат. caesar  «цезарь» и лат. papa  «папа»)  термин, введённый католической историографией XIX века для обозначения таких отношений между императорской властью и церковью в Византии, в которых… …   Википедия

  • Разделение церквей — Христианская церковь, в идее своей единая и вселенская, в течение своей исторической жизни подвергалась многократным Р.; некоторые из них миновали, другие дожили до наших дней. Св. Василий Великий видит общую причину всех этих Р. в слабости у… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Теократия — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • Синодальный период — общепринятый термин в периодизации истории Русской Церкви, к которому обычно относят 1700 1917 годы: два десятилетия Местоблюстительства (1700 1721) обычно рассматривают в рамках данного периода (П. В. Знаменский, А.В. Карташёв,… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»